Как изменился рынок ИТ-обучения в дополнительном образовании
Дата: 4 июня 2020 года
За четверть века работы Академии АйТи на российском рынке компания прошла развитие вместе с рынком ИТ-обучения, сообщает Академия АйТи.
Сегодня рынок дополнительного ИТ-обучения в России представлен:
- несколькими крупными учебными центрами с широкими линейками программ повышения квалификации, переподготовки, сервисами для корпоративного обучения с лицензиями на образовательную деятельность;
- рядом онлайн-школ, образовательных стартапов, ориентированных в основном на обучение физических лиц;
- вузами с собственными организациями дополнительного образования.
Пандемия 2020 внесла серьезные коррективы в нашу жизнь, и, в том числе, образовательную деятельность. Ландшафт дистанционного обучения не останется прежним. Только те образовательные организации, которые годами планомерно развивали сервисы дистанционного обучения, встраивали их в учебные процессы, смогли быстро закрыть потребности корпоративных клиентов в удаленном обучении персонала.
Академия АйТи, в активе которой и собственная платформа, и ресурсы для электронного обучения, и сервисы для организации дистанционного обучения в инфраструктуре заказчиков, смогла в считанные дни в марте перевести на «удаленку» единовременно более 2000 слушателей корпоративных клиентов. И сразу же предложила рынку антикризисный пакет «Виртуальный учебный центр», который заключается в быстром старте облачной системы дистанционного обучения с полноценной технической поддержкой и базовым набором курсов.
Эксперты в области дистанционного образования ожидают, что по результатам 2020 г. не менее 10% рынка образования составит сегмент онлайн-образования и цифровых продуктов для образования, или так называемые Education Technologies (EdTech). Прогнозируется, что займут этот сегмент сегодняшние технологические и образовательные стартапы, которые сейчас разрабатывают новые EdTech -продукты. Однако пока количество стартапов не перешло в качество образовательной системы.
— Опыт показывает, в образовании, как и в ИТ, важен не сам продукт, а внедрение, т. е. решение всех организационных проблем, настройка процессов, обучение людей — осуществление организационных изменений, — подчеркивает Игорь Морозов, ректор Академии АйТи — Для нас дистанционное обучение всегда было инструментом – набором технологий, методик, подходов, с помощью которых мы решали свои бизнес-задачи и 10, и 20 лет назад. Делаем мы это и теперь, а своеобразие текущего момента для нас заключается только в том, что выделять из общего комплекса услуг дистанционные попросту не приходится.
Спрос в ИТ-обучении
Потребности в ИТ-кадрах значительно превышают предложение, так есть сейчас и было 10 лет назад. Работодатели готовы вкладываться в повышение квалификации ИТ-специалистов и в кризисные времена. Конечно, с формированием бюджетов под реалии экономики.
Эксперты Академии АйТи проанализировали распределение спроса на ИТ-обучение по регионам за 1 полугодие 2020 по сравнению с аналогичным периодом в 2019 году. Снижение на 7% зафиксировано в Центральном федеральном округе. Эксперты связывают это состояние с паузами в закупках и сделках, неопределенностями в бюджетировании обучения. В остальных регионах потребности соответствуют прошлому периоду, с совсем незначительным колебанием роста или снижения. Однако в денежном выражении рынок фиксирует снижение доходов до 40% в апреле и мае 2020 года.
|
1 полугодие 2019 г. |
1 полугодие 2020 г. |
Центральный федеральный округ |
29,8% |
21,4% |
Уральский федеральный округ |
28,1% |
29,1% |
Южный федеральный округ |
11,9% |
13,9% |
Приволжский федеральный округ |
8,7% |
9,9% |
Сибирский федеральный округ |
5,2% |
9,3% |
Северо-Западный федеральный округ |
9,3% |
8,6% |
Дальневосточный федеральный округ |
4,1% |
5,3% |
Северо-Кавказский федеральный округ |
2,9% |
2,5% |
Табл.1 Распределение спроса на дополнительное ИТ-обучение в Федеральных округах РФ
|
1 полугодие 2019 г. |
1 полугодие 2020 г. |
ИКТ |
25% |
29% |
Органы гос. управления |
19% |
16% |
Электроэнергетика |
7% |
12% |
Топливная промышленность |
8% |
10% |
Медицина |
6% |
9% |
Банки и фин. организации |
9% |
6% |
Добыв. промышленность |
4% |
4% |
Транспорт и логистика |
4% |
3% |
Ритейл |
5% |
3% |
Разное (суммарно) |
13% |
8% |
Табл.2 Распределение спроса на дополнительное ИТ-обучение по отраслям
В разрезе отраслей спрос на обучение ИТ-специалистов в текущем полугодии показывает прирост на 4% в ИКТ отрасли (информационно-коммуникационные технологии), что в целом естественно для этого сегмента. Снизился спрос на 3% в государственном секторе, что является следствием паузы в государственных закупках. Незначительно колеблется в большую или меньшую сторону в других отраслях, с поправкой на временную заморозку или уменьшение бюджетов.В целом, Академия АйТи отмечает перенос планов и бюджетирования на обучение на вторую половину 2020 года, когда компании начнут преодолевать последствия кризиса, вызванного пандемией, и столкнутся с новыми требованиями к уровню цифровых компетенций персонала.
Перспективные направления
За последние пять лет практически полностью изменился ландшафт рынка авторизованного обучения. Тренд на импортозамещение усиливается с каждым годом, темпы в ИТ отрасли растут. Процессы импортозамещения привели к тому, что ассортимент ИТ-продуктов расширился: на рынке теперь есть и западные, и азиатские, и отечественные производители, решения которых можно сравнивать как с точки зрения технологий, так и с точки зрения цены и экономии. Появляется все больше успешных российских ИТ-решений, отношение к отечественным разработкам улучшается. Растет спрос на ИТ-кадры, владеющие российским программным обеспечением. Переход госструктур на отечественный софт выявил нехватку профессионалов, умеющих работать с такими программами. В связи с этим, будет востребовано обучение работе с российскими программными продуктами, включая офисные приложения для пользователей.
В стремительно меняющемся цифровом ландшафте, как ярко подчеркнул период пандемии, ключевым качеством для множества специалистов является кроссфункциональность. Во всех отраслях, как никогда своевременны методы управления проектами, изменениями и релизами ИТ-услуг, подходы в управлении инцидентами, качеством и рисками ИТ-сервисов, методы автоматизации, основы архитектуры решений. Статус Project Management Professional (PMP) должен быть фактически у каждого современного руководителя.
Меняются требования к специалистам по кибербезопасности. Реалии показали актуальность в обучении «безопасников» нового поколения. Переход отраслей на дистанционную работу выявил неготовность инфраструктуры многих организаций и отделов информационной безопасности к работе в дистанционном формате. Прогнозируется рост в обучении информационной безопасности персонала организаций. Любой сотрудник, начиная с рабочего, сегодня должен владеть основами кибербезопасности. Каждый специалист «будущего» должен владеть знаниями по информационной безопасности, от базового уровня и по возрастающей.
Перспективные направления в ИТ-обучении равны приоритетам цифровой экономики – это и инфраструктура, и нормативное регулирование, и принципиально новая система управления, и передовые технологии, и способы взаимодействия в едином информационном пространстве, и информационная безопасность.
Академии АйТи 1 июня исполняется 25 лет
Учебный центр создан в 1995 году на базе системного интегратора АйТи. Компания является одним из флагманов ИТ-обучения и рынка дополнительного образования в России. В нашей сети 10 филиалов, которые обслуживают все регионы страны и СНГ.
Направления обучения и сервисы, которые предоставляет сегодня Академия АйТи, достаточно обширны: от программ повышения квалификации по ИКТ и переподготовки по информационной безопасности до управления проектами, ИТ-менеджмента, и многим другим сегментам, связанным с цифровыми компетенциями.
Филиалы осуществляют очное и дистанционное обучение корпоративных и государственных заказчиков. Департамент разработки ведет масштабные проекты по электронному обучению: от построения и внедрения систем дистанционного обучения до разработки электронного контента любой сложности.
— Очень гордимся историей Академии АйТи. Мы сделали значительный вклад в развитие рынка дополнительного образования в сфере информационных технологий, и будем стремиться, чтобы наши сервисы и дальше могли развивать рынок ИТ и удовлетворять потребности в квалифицированных кадрах, — рассказывает Игорь Морозов, к.э.н., ректор Академии АйТи. — Компания проделала важный путь от первых авторизаций у международных вендоров до обширного спектра услуг по очному и электронному обучению, реализовала значимые для клиентов и рынка в целом проекты. Более тысячи заказчиков ежегодно доверяют Академии АйТи обучение персонала. Мы пережили вместе со страной и рынком все кризисы: 1998, 2008 года, уверенно смотрим в будущее и сейчас. Видим перспективы развития нашего бизнеса, поэтому продолжаем инвестировать в производство образовательного контента, e-learning сервисы, дистрибуцию продуктов и высококлассных специалистов.