Новая парадигма корпоративного обучения
Перейти на старую версию сайта +7 (495) 150 96 00 academy@it.ru Войти

В корзине ничего нет.

Перейти на старую версию сайта
Войти

В корзине ничего нет.

Академия АйТи Онлайн

Новая парадигма корпоративного обучения

Дата: 11 Июня 2019 года

Традиционные методы обучения, какими мы их знаем, уходят в прошлое. Они становятся все более оцифрованными и технологически инновационными. Мировая EdTech индустрия образовательных технологий, по прогнозам европейских экспертов, к 2020 году достигнет оборота 252 миллиарда долларов, увеличившись на 17%.

Большинство из нас думают о AR/VR как о «новых технологиях», которая дорогие и, возможно, предназначены только для развлечений. Однако EdTech индустрия предложила рассматривать эти технологии в концепции иммерсивного обучения. 


scale_600.jpg
Игорь Морозов, ректор Академии АйТи, кандидат экономических наук

Immersive Learning — это термин относится к программам в подходе которых используется эффект присутствия, погружения и симуляции реальных процессов. Все, кто занимаются корпоративным обучением прекрасно знают, что классические видео курсы сами по себе уже никого не учат. Потому как для качественного обучения современному человеку недостаточно слушать и смотреть. И не у всех хватает мотивации. Людей надо включать, вовлекать, развлекать, давать обратную связь. Многие хорошо представляют, что единственный способ действительно чему-то научиться — это сделать. Согласно Кривой забывания или кривой Эббингауза: мы забываем почти все, что узнаем очень быстро, если не используем это. Форма «практики реального мира», создает мышечную память и помогает нам сохранить то, что мы изучили. Поэтому если мы через иммерсивные технологии имеем возможность качественно тренироваться и практиковаться, то следует рассматривать VR/AR – не как просто «технологии», применяемые для обучения, а как новую парадигму корпоративного обучения.

 

Суть и применение технологий

 

Дополненная реальность (AR) добавляет цифровые элементы к просмотру в реальном времени, чаще всего – через использование камеры на смартфоне. Яркими примерами дополненной реальности являются приложение Snapchat и игра Pokemon Go. Простым языком – вы наводите камеру смартфона на условный предмет и получаете дополненное, вымышленное изображение поверх натуральной картинки. Фильтры на фотографии со всевозможными масками, ушами животных в социальных сетях – это все дополненная реальность. 

Одно из самых простых применений AR в образовании — введение в традиционное обучение. Например, дополненная реальность может заменить бумажные учебники, физические модели, плакаты, печатные руководства. Только представьте, что при наведении на одну простую иллюстрацию, карточку, символ, вы можете получить на экране техмерное изображение нового объекта, предположим, какого-то оборудования в натуральном виде или же виртуального преподавателя с мини-лекцией, подсказками, разъяснениями и прочим. 

В отличие от виртуальной реальности, дополненная реальность не требует дорогостоящего оборудования. Поскольку технологии AR доступны через смартфоны для использования большинством целевой аудитории.

Виртуальная реальность (VR) подразумевает полное погружение в иной физический мир через устройства виртуальной реальности, такие как шлемы, очки, например, HTC Vive, Oculus Rift или Google Cardboard. В виртуальном мире пользователи могут перемещаться в реальных или фантастических средах, например, в цехе производства или стае динозавров.

Есть ещё новая более сложная сущность - смешанная реальность Mixed Reality (MR), которая также называется гибридной, и где сочетаются элементы как AR, так и VR, взаимодействуют реальные и цифровые объекты, реальный и виртуальный миры миксованы, их нельзя чётко разграничить. Технология смешанной реальности только сейчас набирать обороты. В средства MR входят, например, лобовые стекла и тренажеры с индикаторами, и те же шлемы и очки виртуальной реальности, и планшеты, смартфоны и другие мобильные устройства. Исходя из многообразия, примеры приложений MR также достаточно разнообразны — и по возможностям, и по потенциальной сфере применения, и по требованиям, которые предъявляются к пользователю.

Ранние итерации виртуальной реальности существовали еще в 1950-х годах, а первые версии AR были представлены в 1990-х годах. Можно с уверенностью предположить, что AR родился от VR, так как это более старая технология.

Современные VR-технологии шагнули далеко вперед первых робких попыток. Сегодня VR-тренажеры можно встретить в подготовке спасателей и военных, профессиональном спорте, подготовке космонавтов, пилотов, в тестировании сложно и опасной техники, в обучении медиков. VR-тренажеры виртуальной реальности есть у МЧС, с их помощью обучают тушению лесных пожаров и горноспасательных операций.  

Четверть российских компаний уже заинтересована или внедряет VR-технологии, - утверждается в результатах исследования, проведенного VR-Консорциумом и Ведомостями в 2017 году. В анализе опроса отмечается, что большая часть отечественных предприятий, уже работающих с VR и AR технологиями, представляет реальный сектор экономики (машиностроение, добыча и переработка, энергетика). И обучение персонала в числе основных сфер применения VR-технологий в этих отраслях.

Интересным примером внедрения AR/VR технологий в корпоративное обучение является опыт компании «СИБУР Холдинг», где очки дополненной реальности используются на производстве для моделирования ситуаций и получения удаленных консультаций по оборудованию. Также здесь спроектирован тренажер виртуальной реальности, который помогает работникам готовится к плановым ремонтам оборудования. Обучение на тренажере сокращает время ремонта, улучшает качество, а также способствует развитию навыков использования цифровых технологий у персонала.

Однако пока в России VR сильнее всего проник в индустрию развлечений: это создатели костюмов для погружения в виртуальную среду, разработчики квестов и разнообразных игр и аттракционов. По информации РБК, на начало 2017 года в России было около 150 таких компаний. Их опыт нам – участникам EdTech индустрии интересен с точки зрения развития программных, дизайнерских решений, применения технических новинок, к примеру, таких как умный костюм с обратной тактильной связью. Такое снаряжение может найти применение в промышленном обучении, добывающих производствах, обучении пожарных и спасателей.   

В мировой практике применения иммерсивных технологий в корпоративном обучении интересен опыт Walmart. В 2017 году компания внедрила VR в розничную торговлю, используя технологию для повышения квалификации менеджеров в своих 200 Академиях Walmart по всей стране. Учебные программы Walmart были настолько успешными, что сентябре 2018 года объявлено, что Walmart расширяет обучение VR почти до 5000 магазинов в США. Это означает, что более 1 миллиона сотрудников Walmart в каждом магазине получили доступ к иммерсивному обучению. Здесь используется технология STRIVR – комплексное решение, объединяющее программное обеспечение, оборудование и услуги, необходимые для обеспечения последовательного, реалистичного и захватывающего обучения с помещением сотрудников в среду, где они могут проверить свои способности в рабочих ситуациях. На примерах взаимодействия с покупателями, особенно в периоды сложных распродаж, типа «черной пятницы», с отработкой всевозможных конфликтных ситуаций, по сценариям межличностного взаимодействия с учетом этики корпоративного поведения.

Комбинированное будущее AR и VR

Среди наиболее значимых тенденций в EdTech дополненная реальность занимает лидирующие позиции в связи с широким проникновением мобильных устройств и развитием соответствующих приложений.  Ожидается, что к 2020 году к технологии присоединятся более 1 миллиарда пользователей в мире, что открывает множество возможностей для образовательных учреждений и предприятий.

В то же время, технология VR будет продолжать расти, только медленнее, чем ожидалось, и связано это в первую очередь с развитием аппаратных средств, которые уступают программным средствам в скорости обновления и проникновения. 

Понятно уже сейчас, что технологии будут смешиваться и их ждет комбинированное будущее. Эволюция устройств с микс-технологиями вероятно будет похожа на историю сотовых телефонов, которые со временем стали плоскими, легкими и менее громоздким. Возможно это будет выглядеть как очки MR, которые практически не будут отличаться от обычных очков с точки зрения веса и размера, однако по функционалу будут и тренажерами, и проекцией для дополнения объектов, с технологиями искусственного интеллекта.

Новая парадигма корпоративного обучения

Технологии смешанной реальности выведут корпоративное обучение на новый уровень. Остановимся на нескольких моментах, которые уже отчасти можно внедрить в практику, тех, что будут набирать обороты и развиваться.

Виртуальные среды. Смоделированные среды, имитирующие реальный мир, например, такие как учебный класс, или же производственный цех, где слушатели смогут взаимодействовать с виртуальными (на основе искусственного интеллекта) или онлайн преподавателями в режиме реального времени.

Также это могут быть виртуальные пространства для встреч территориально удаленных сотрудников в одной среде, через использование гарнитур, где они смогут «вживую» общаться в режиме реального времени, взаимодействовать с дополненными 3D-объектами. 

Аналитика и персонализированные пути обучения. По мере развития технологий решения для образования будут включать более детальную аналитику и оценку эффективности обучения. Например, датчики смогут определять уровень эмоционального состояния, вовлеченности, и определять более индивидуальный образовательный контент. 

Уже сейчас можно реализовать персонализированный путь в VR-обучении, по принципу компьютерных игр, где обучающийся, взаимодействуя с онлайн ресурсами, может идти разными путями, основываясь на текущих знаниях и целях. Это метод идеально подходит для обучающих сценариев, которые включают пути принятия решений.

Программное обеспечение может записывать ход обучения и отслеживать результаты. По завершению иммерсивного курса есть возможность просмотреть воспроизведение и увидеть, где были ошибки и определить свои сильные стороны. Например, обучающийся пропустил важный шаг в процессе. Система показывает, как правильно выполнить эту часть задачи, и позволит повторно пройти эту часть программы. Люди смогут немедленно учиться на своих ошибках в виртуальной среде, а не на реальном оборудовании, что исключает риски поломок, технических и финансовых потерь. 

Конечно, виртуальная реальность не вытеснит полностью более традиционные формы электронного обучения, так как основной её недостаток сейчас — сложное внедрение, поддержка и дорогие аппаратные средства. Мы предвидим, что интерактивное электронное обучение будет также развиваться в части вовлекающего педагогического дизайна, аналитики и индивидуальных карт обучения и работать там, где нужны более экономичные и простые образовательные модели. 

Где точно необходимы иммерсивные технологи в обучении уже сегодня? Люди, которые выполняют работы, связанные с высоким риском — пожарные, спасатели, пилоты, диспетчеры, инженеры-нефтяники или газовики, врачи или машинисты тяжелой техники - нуждаются в соответствующей подготовке. VR идеально подходит для обучения таких специалистов, поскольку моделирует опасные или рискованные ситуации в безопасной, контролируемой среде. Но не только риск может быть обоснованием внедрения иммерсивных технологий, виртуальная реальность также позволяет обучать навыкам оказания первой помощи, межличностного общения, отрабатывать различные сценарии корпоративного поведения, быстро и эффективно погружать людей в рабочие процессы. 

Если ваша компания может извлечь выгоды из лучшего обучения и максимального вовлечения сотрудников, подумайте о программах с использованием AR и VR. Иммерсивное обучение — это больше, чем просто содержимое в модной гарнитуре. Его эффективность определяется экспертами, методистами, дизайнерами, программистами, архитекторами решений. AR и VR технологии будут только развиваться, так что сейчас время в них инвестировать.

#
#

Академия АйТи

Ведущий консалтинговый центр получения дополнительного профессионального образования

Войдите в систему, чтобы получить все возможности платформы и доступ к образовательным курсам
Не запоминать
Забыли пароль?

Забыли пароль?

Введите e-mail, указанный при регистрации, пришлем вам инструкцию по восстановлению пароля


Нажимая «Зарегистрироваться» вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

Нажимая «Зарегистрироваться» вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
15%
Шаг 1 из 2 Заполните данные
Далее Назад Зарегистрироваться