Top.Mail.Ru
+7 (495) 150 96 00 academy@academyit.ru Войти

В корзине ничего нет.


Войти

В корзине ничего нет.

Академия АйТи Онлайн

ИТ в образовании 2021

Дата: 10 декабря 2021 года

Как будет развиваться EdTech

Влияние пандемии коронавируса будет еще не один год сказываться на состоянии практически всех отраслей мировой экономики. Сфера образования — не исключение, однако ее ИТ-сегмент получил мощный стимул для роста. Резко вырос интерес к дистанционному образованию, инвестиции в эту сферу увеличились вдвое. Дистанционным поневоле становится не только дополнительное, но и основное образование, так что можно смело полагать, что и мировой, и российский EdTech в ближайшие годы будут быстро развиваться.

Несмотря на то, что рынок образования существенно пострадал от эпидемии коронавируса, его сегмент, связанный с информационными технологиями, от пандемии существенно выиграл. EdTech (этот термин часто используют как синонимом ставшего модным онлайн-образования, однако в него входит весь набор ИТ-средств, обеспечивающих процесс образования) получил мощный стимул для развития. В наибольшей степени вырос спрос на решения для получения образования «на дому», поэтому в самом большом выигрыше оказались компании, предоставляющие услуги удаленного доступа к знаниям, однако и компании, разрабатывающие ИТ-решения, также не остались внакладе.

Качественное представление о динамике рынка образования и его ИТ-сегмента можно получить из исследований компании HolonIQ, специализирующейся на изучении этой сферы. В начале «доковидного» 2019 г. и в начале 2021 г. (хотелось бы назвать его «постковидным», но, похоже, на это звание будет претендовать 2022 г., а то и 2023-й) эта компания выпускала отчеты, посвященные состоянию и прогнозам развития рынка образования и его ИТ-составляющей. Из сравнения графиков динамики образовательных рынков видно, что «постковидная» оценка рынка в 2020 г. на $500 млрд меньше, чем «доковидная» — 2018-го. При том, что по прогнозам от 2019 г. рынок в 2018-2025 гг. должен был довольно быстро расти.


Пандемия_образование.png



Рынок 2025 г. в прогнозе-2019 больше рынка по прогнозу от 2021 г. на те же полтриллиона. Заглядывать в 2030 г. в HolonIQ во втором прогнозе уже не рискнули. Так что сфере образования в целом пандемия обошлась очень дорого, и ее последствия будут ощущаться еще несколько лет.

При этом, что кажется парадоксальным, инвестиции в сферу образования резко выросли. Если в 2018 г. они составляли $4,2 млрд, то в 2020 г. — уже $16,1 млрд. Прогнозов в HolonIQ не дают, поскольку видно, что в последние годы инвестиционная привлекательность образования меняется скачкообразно: «рывки» 2015 и 2018 гг. сменяются спадами в год-два, возможно за резким ростом 2020 г. тоже последует период «затишья».


Инвестиции_образование.png

Пока же за счет «рывка» 2020 г. довольно резко поднялась рыночная капитализация компаний, работающих в сфере образования. В 2018 г. она составляла $150 млрд при рынке в $6 трлн, в 2020-м — $300 млрд при рынке в $5 трлн. Это соотношение все еще хуже, чем по мировому рынку в целом (мировой рынок в 2020 г. — $80 трлн, суммарная капитализация — $88 трлн) или, например, в относительно «родственной» отрасли здравоохранения (рынок — $8 трлн, капитализация — $5 трлн), но прогресс очевиден.

При этом более 60% инвестиций в образование в 2020 г. пришлось на Китай (в 2018 г. — «всего» более 50%) — $10,2 млрд ($5,2 млрд в 2018 г.), на США — $2,5 млрд ($1,6 млрд), на Индию — $2,3 млрд ($0,7 млрд), на Евросоюз и Великобританию — $0,8 млрд ($0,7 млрд). То есть, европейский рынок, по сути, стагнирует, американский — развивается неплохо, но по сравнению с китайским и индийским рынков — крайне медленно.

Динамика инвестирования.png

Разрабатывать для китайского рынка — удовольствие для знатоков языка, а вот «англоязычный» индийский рынок — возможно, как раз то направление, в котором стоит работать EdTech-компаниям, желающим резко увеличить продажи и выйти на мировой рынок.

«Образовательные» ИТ выиграли от коронакризиса

Резкий рост инвестиций в условиях падения рынка неудивителен — востребованность онлайн-технологий увеличилась многократно. Соответственно — выросли и затраты на ИТ в общей доле трат на образование.

По данным исследования HolonIQ 2019 г., в 2018 г. расходы сферы образования на информационные технологии составляли менее 2,6% от общих ($152 млрд), прогноз на 2020 г. — 4,4% $342 млрд). Это, как отмечали в HolonIQ, существенно меньше, чем в других отраслях.

В 2021 г. оценили ИТ-сегмент сферы образования в 3,6% ($227 млрд), прогноз на 2025 г. — $404 млрд.

То есть, для цифровизации образования эпидемия коронавируса стала настоящим подарком — ее ход резко ускорился в связи с вынужденным массовым переходом на онлайн-обучение.

Впрочем, в HolonIQ считают, что эта доля все еще слишком мала, и уверены, что доля затрат на цифровые технологии будет расти.

При этом опережающими темпами будут увеличиваться затраты на передовые технологии — средства виртуальной/дополненной реальности, искусственный интеллект, роботов и даже блокчейн (надо полагать — для создания электронных дневников, в которых нельзя будет просто взять и заменить оценку, воспользовавшись логином учителя).

Горячие технологии.png


В 2025 г. на эти технологии придется 5,5% от общих затрат в сфере образования на ИТ, в два с лишним раза больше, чем в 2018-м (2,6%).

Онлайн с российской спецификой

Российский рынок образования, по оценке Высшей школы экономики, в 2016 г. составлял ₽1,8 трлн, на онлайн приходилось 1,1% (₽20,7 млрд). В 2021 г., как полагают исследователи, соответствующие цифры составят ₽2 трлн и 2,6% (₽53,3 млрд). То есть, в целом рынок вырос на 10%, а онлайн-составляющая — в 2,5 раза.

По оценкам экспертов Smart Ranking размер рынка в 2020 г. составил ₽53-54 млрд (рост за год — на 25%). В текущем году рынок может увеличиться до ₽60 млрд, а по самым смелым прогнозам — до ₽70 млрд.

Подавляющая часть выручки EdTech-компаний, чей бизнес Smart Ranking использовал при оценке динамики рынка, приходится на собственно услуги обучения в том или ином виде. Лишь шесть компаний из 80 указали, что заняты разработкой ИТ-решений в качестве одного из направлений бизнеса. Их выручка за год выросла на 64%, в то время как общая выручка участников рейтинга — более, чем на 100%.

Причина отставания компаний ИТ-сегмента, возможно, в том, что все крупные игроки рынка имеют собственные образовательные онлайн-платформы, поэтому большого спроса на классические образовательные онлайн-решения нет. Однако, если верить упоминавшимся оценкам HolonIQ, нас ждет резкий рост применения в образовании «горячих» технологий, в первую очередь ИИ и виртуальной/дополненной реальности, что может существенно изменить расстановку сил на рынке образования.

Однако сфера образования — это не только «новомодный EdTech. Поэтому в первом рейтинге поставщиков ИТ в образование, собранном CNews Analytics, среди двух десятков участников — как EdTech-компании, так и компании, переведшие в онлайн ранее офлайновые курсы и поставщики инфраструктурных решений.

Крупнейшие поставщики ИТ-решений для образования 2020

Поставщики ИТ-решений.png

Смотреть полный рейтинг по ссылке.

Выручка топ-10 рейтинга CNews в 2020 г. почти на 80% больше выручки топ-10 в 2019 г. (учитывались показатели участников рейтинга этого года). Подробнее о рейтинге можно прочитать статье «Выручка лидеров российского рынка ИТ для образования выросла на 80%».


Инвестиции в российский EdTech: деньги и кадры

Слишком быстрый рост порождает проблемы. В случае EdTech это, в частности, обострение «цифрового неравенства». Как отметил Игорь Морозов, ректор Академии АйТи, нагрузка на обеспечение детей средствами дистанционного обучения – компьютерами, интернетом, легла на плечи семей. И далеко не всем она была и есть по силу. Это, разумеется не только российская проблема (в России интернет как раз относительно дешев), но достаточно важная.

Однако, как полагают эксперты у российского EdTech отличные перспективы. Как отметили, подводя итоги 2020 г. в Российской ассоциации электронных коммуникаций, российский EdTech входит в тройку наиболее привлекательных ниш для инвестиций. В отчете агентства инноваций Москвы «Рынок венчурных инвестиций Москвы 2020» EdTech занял третье место по объему инвестиций ($77,4 млн), уступив лишь сектору электронной коммерции ($156,4 млн, из них 90% — в Ozon) и развлекательной сфере ($126,2 млн). До этого пять лет сектор находился за пределами первой пятерки, но в условиях пандемии инвестиции в него выросли на 608%, количество сделок — на 164%.

«Конечно, как и положено среди стартапов, девять из десяти умрет, а в случае EdTech, вероятно, 99 из 100 умрет, — считает Игорь Морозов. — Но все же здесь обязательно будут появляться реальные интересные технологии, на основе которых можно строить интересные образовательные процессы».

Крупнейшей сделкой прошедшего года стала покупка Mail.ru Group 25% доли в проекте «Учи.ру» за ₽3,75 млрд, в этом году интернет-гигант объявил о создании образовательного холдинга на основе ранее приобретенных проектов.

В 2021 г. таких крупных сделок пока не заключалось, но можно отметить, что бывший замминистра науки и высшего образования Денис Солодовников стал директором по взаимодействию с государственными органами в Talenttech. Раньше экс-госслужащие такого ранга выбирали, как правило, или собственный бизнес или предприятия более традиционной сферы. Выбор Дениса Солодовникова можно тоже считать признаком изменения статуса сегмента онлайн-образования.


Выручка лидеров российского рынка ИТ для образования выросла на 80%

Эпидемия коронавируса стала мощным драйвером развития всевозможных сервисов, связанных с доставкой на дом, — от еды до знаний. Вследствие этого резко увеличился рынок онлайн-образования, как ожидают эксперты, рост продолжится и в этом году, даже при условии открытия «офлайновых» учебных заведений. Соответственно, повысился спрос и на ИТ-решения, позволяющие получать образование удаленно. Выручка топ-10 участников рейтинга выросла на 79%, до ₽5,7 млрд, а порог входа в топ-10 — на 74%, до 142,1 млн.

Рынок EdTech 2020: росли и Ed и Tech

В прошлом году по причине эпидемии коронавируса все учебные заведения хотя бы на какое-то время переходили на удаленный режим работы. Еще лет пять назад это привело бы к практически полной остановке учебы, в 2020 г. компании сектора EdTech смогли «подхватить» процесс.

«Когда люди столкнулись с пандемией, именно цифровые технологии позволили не прерывать образовательный процесс, — говорит Илья Паршин, генеральный директор «Учи.ру». — Вынужденная «дистанционка» стала и большим вызовом, и точкой роста. У учителей появились необходимые цифровые навыки и инструменты для автоматизации части своей работы, школьники привыкли к новым форматам». «Даже те люди, которые консервативно относились к онлайн-обучению, и считали, что это менее эффективно, или менее удобно, на практике убедились, что большой разницы нет» — согласен с ним Игорь Морозов, ректор Академии АйТи.

В прошлом году по причине эпидемии коронавируса все учебные заведения хотя бы на какое-то время переходили на удаленный режим работы.

В результате рынок онлайн-образования вырос на 20-30%, в этом и следующем годах, как ожидается, рост продолжится, даже если не будут объявляться локдауны.

В лидерах рынка по выручке и зачастую по темпам роста оказались компании, предоставляющие собственно образовательные услуги, такие как Skyeng или Skillbox. Прогрессу компаний, предоставляющих ИТ-решения для онлайн-образования, по мнению экспертов, мешало то, что большинство крупных EdTech-компаний разрабатывают ИТ-решения самостоятельно, а большого платежеспособного спроса со стороны новых игроков пока нет.

Тем не менее, рынок складывается, компании, предлагающие ИТ-решения для образования или проведения экзаменов, растут. Причем, как показывает первый рейтинг CNews Analytics, посвященный ИТ в образовании, достаточно быстро.

В 2020 г. выручка топ-10 участников рейтинга выросла на 78,7% до ₽5690512 тыс. (сравнивалась выручка самых успешных участников рейтинга в 2019 и 2020 гг.), а порог входа в топ-10 — на 30,7%, до ₽142,1 млн.

Надо отметить, что в рейтинг вошло довольно много «сколковских» компаний (у резидентов этого технопарка нет НДС), что показывает интерес главного государственного технопарка к теме образования.

Кризис — время перемен. Хотя и не таких уж значительных

Обычно бурные времена меняют соотношение сил, особенно на только появляющихся рынках. Однако рынок EdTech оказался довольно консервативным. Если сравнивать показатели участников рейтинга в 2019 и 2020 гг., то видно, что топ-10 остался практически неизменным. Позиции «в десятке» потеряли лишь две компании: резко сбавившая обороты «Аксель Лаб» и недостаточно быстро росшая «Роббо». В последнем случае явно сыграл роль коронавирус: пандемия — не лучшее время для офлайновых занятий робототехникой.

Возглавила рейтинг онлайн-платформа «Учи.ру», которая показала весьма приличный рост (74%) от внушительных показателей 2019 г. В России, как полагает Илья Паршин, успеху компании (и дистанционного образования в целом) способствовала доступность интернета. «Проникновение интернета среди населения до 44 лет в 2020 году превысило 90%, а среди самых молодых россиян (12-24 лет) приблизилось к 100%, — отметил Илья Паршин. — Постоянный дефицит времени у детей и взрослых, тренд на life-long learning (обучение в течение всей жизни — прим. ред.) тоже можно рассматривать как благоприятные факторы роста EdTech-рынка в 2020 году. Ведь цифровые технологии делают образование более доступным и «быстрым» с точки зрения его получения».

На втором месте — широкопрофильная группа компаний «Ланит», которая стала лидером по темпам роста в топ-10. Комментируя изменения в образовательном бизнесе, Марина Макарова, директор учебного центра «Сетевая Академия Ланит», заявила, что «раньше с помощью технологий учились очно, приходили в класс и запускали на учебном компьютере тренажеры и лабораторные работы, теперь стали все это делать дистанционно». Также она отметила, что изменилась тематика обучения. «Произошел логичный сдвиг в сторону освоения цифровых навыков, а также обучения целым профессиям», — говорит она.

Еще одна важная перемена, по словам Марины Макаровой, состоит в том, что на рынок EdTech вышли новые большие игроки, которые до того работали офлайн. В частности, с началом пандемии тоже перешла в онлайн «Сетевая Академия», традиционный представитель очного дополнительного профессионального ИТ-образования.

В рейтинг вошли еще две компании, известные не только на рынке EdTech, «БАРС Груп» и Prof-IT Group. Последняя занимается образовательной деятельностью в довольно узкой робототехнической нише, а вот у «БАРС Груп» имеется весьма широкий набор решений для сектора образования.

Анастасия Есипова, заместитель директора департамента по работе с ключевыми клиентами «БАРС Груп», отметила, что на начальном этапе в школьном образовании TechEd компании были преимущественно ориентированы на решение задач управления образовательным процессом, ведение электронных дневников и журналов, оказание государственных услуг в сфере образования. «Сегодня, помимо резкого роста объемов рынка EdTech, вырос спрос на цифровую трансформацию обучения детей: совершенствование инфраструктуры и технического оснащения образовательных организаций, доступность гаджетов и обучающего оборудования, интернетизация школ, повышение цифровых и ИТ-навыков педагогов и обучающихся, — говорит она. — Проявился устойчивый интерес к электронным продуктам для детей на всех уровнях образования, начиная с дошкольного. Проблема адаптации к дистанционным технологиям пока еще не решилась, но изменилось отношение к поиску баланса между онлайн и традиционным офлайн-обучением, освоению новых цифровых сервисов и инструментов, смешанным форматам обучения».

Государство или «коммерция»?

В государственном секторе участники рейтинга заработали в 2020 г. на 61% больше, чем в коммерческом. Правда, если вычесть показатели «Ланита», то ситуация изменится, «коммерческая» выручка превысит «государственную» на 21%. При этом нет компаний, у которых эти показатели были хотя бы приблизительно равными. У всех резко преобладает или один или другой сектор.

Можно было бы предположить, что причина этого в том, что у государственных и частных учебных заведений разные модели работы и, соответственно, разные потребности. Госсектор у нас по большей части офлайновый, в онлайн он переходит по мере необходимости. Частный же изначально использует онлайн-средства гораздо шире.

Однако, как уверена Марина Макарова, потребности у обоих рынков схожие. «Пандемия сказалась на всех одинаково – всем пришлось переориентироваться на онлайн, — говорит она. — Государственный сектор в России чутко следит за изменениями, как и весь бизнес, поэтому с учетом отраслевой или иной специфики обучение для всех происходит по похожим направлениям. И все рассчитывают на передовые образовательные технологии. Разница только в процедуре закупки».

Предоставлять решения в оба сегмента могут далеко не все компании. И колебания спроса могут существенно отразиться на бизнесе. Например, компания «Нетрика», работающая на рынке образования исключительно в госсегменте, потеряла более 10% «образовательной» выручки и опустилась на три позиции в топ-10.

«Пандемия сыграла свою роль — часть ресурсов и государства, и нашей компании были временно переориентированы под внедрение более «горячих» решений для других отраслей, особенно здравоохранения», — признала руководитель направления «Образование» группы компаний «Нетрика» Ольга Романова. Однако добавила, что незначительное отклонение выручки конкретного направления от средних показателей — нормальный процесс и в 2021 г. компания снова ожидает рост показателей.

Что будет в 2021–2022 гг.

Поскольку эпидемия коронавируса еще далеко не закончилась, общие прогнозы относительно будущего EdTech весьма оптимистичные. Продолжится, отмеченный ранее Мариной Макаровой, выход на рынок «больших офлайновых игроков». Как полагает Анастасия Есипова, грядет и консолидация рынка, партнерство между крупными игроками и покупка ими более мелких.

Будет меняться и отношение пользователей, полагает Марина Макарова, имея широкий выбор предложений, они все разборчивее станут относиться к качеству программ и их эффективности для себя и для бизнеса.

Результатом может стать тренд на персонализацию, считает Илья Паршин. «Растет запрос на персонализированный и качественный контент в том числе по развитию «мягких навыков», тайм-менеджмента и финансовой грамотности (последняя дисциплина войдет в обязательную программу российских школ с 2022 года). На Учи.ру курсы для детей по управлению временем и финансовой грамотности очень востребованы уже сегодня», — говорит он.

Быстрый рост, впрочем, может иметь и свои негативные стороны, полагает Анастасия Есипова. «Большое количество разнообразных образовательных решений требует особого, внимательного отношения к их «экспертности», верификации, эффективности и соответствию целям и содержанию образования», — говорит она.

С ней согласен Игорь Морозов, отметивший низкий порог входа на рынок онлайн-образования. «Запустил марафон в социальной сети, и ты уже «инфобизнесмен» с «курсами». Война маркетинговых бюджетов и отсутствие законодательных барьеров в области рекламы образовательных услуг приводит к нескончаемому потоку креативных фантазий о космических зарплатах после выпуска, гарантиях трудоустройства, — отметил он. — Но при этом за кадром, и мелким шрифтом в договорах, остается то, что слушателям предоставляется банальный доступ к записанному видеоконтенту». Это,, говорит Игорь Морозов, снижает доверие к дистанционным образовательным технологиям, онлайн-форматам, контенту, экспертизе. И, что ещё хуже, размывается понятие EdTech как таковое.

«Сейчас, когда школьники вернулись в классы, настало время замедлиться и обдумать, в какую сторону нужно продолжать движение и без каких методик и цифровых инструментов оно будет невозможно», — резюмирует Илья Паршин.


3 главных проблемы EdTech

Переход на онлайн-образование привел к всплеску интереса к EdTech и породил во многом обоснованные прогнозы о грядущем процветании этой сферы. Будущее видится в радужных тонах — всеобщий доступ к лучшим образовательным ресурсам, использование средств виртуальной и дополненной реальности, геймификация и т. д. Однако есть несколько проблем, с которыми сфере онлайн-образования придется столкнуться уже в ближайшее время.

Проблемы роста и унаследованные проблемы

Последние два года были крайне благоприятны для сферы EdTech. На онлайн-образование (практически синоним EdTech на современном этапе) перешло не только разного рода дополнительное, но и «основное» образование. А посему будущее EdTech видится безоблачным, аналитики и другие заинтересованные лица наперебой составляют списки 5-6-10 важнейших тенденций в этой сфере, предрекая использование средств виртуальной и дополненной реальности (AR/VR), геймификацию образования, повсеместный доступ к лучшим образовательным курсам и т. д. Но есть и проблемы, о которых тоже пишут, хотя и меньше. Вот три самых популярных.

Переход на онлайн-образование привел к всплеску интереса к EdTech и породил во многом обоснованные прогнозы о грядущем процветании этой сферы.

1. Цифровой разрыв

«Цифровой разрыв» — разница в доступе к интернету и компьютерам в разных слоях общества (и в разных странах) — был проблемой и в «доковидную» эпоху. Однако при очном обучении ученики могли при необходимости пользоваться школьными компьютерами и школьным интернетом, что сглаживало остроту проблемы. С марта 2020 г., когда целые страны переводили образование в онлайн, размер «пропасти» между странами и между стратами одной страны стал очевиден.

Интернет.png

В Южной Корее в 2019 г. доступ к широкополосному интернету был почти у половины жителей страны, в Индии, великой программистской державе, — менее чем у 1,5%. За 2020 г. картина, конечно, изменилась, но не слишком. Причем по методике ресурса Our world in data «широкополосным» считается доступ со скоростью от 256 Кбит/с. Зайти на сайт по такой линии можно, но пользоваться прелестями виртуальной реальности и геймификации образования — это вряд ли.

2. Безопасность

Кибербезопасность — больное место практически любой ИТ-системы, перевод обучения в онлайновый режим обострил старые проблемы в этой сфере и породил новые.

Домашние системы, как правило, и сами по себе хуже защищены, чем корпоративные, и компьютеры, в них используемые, часто более старые и используют старые версии операционных систем, для которых уже не выпускаются обновления безопасности. Да и новые версии антивирусов на них могут не установиться.

Сами системы коммуникаций и дистанционного образования также зачастую не были готовы к вниманию злоумышленников. Последние пока отмечаются, в основном, мелкокриминальными деяниями (взлом электронных дневников, трансляция неподобающих изображений в процессе обучения и т. д.). Однако лиха беда начало, киберпреступники тоже начинали свою деятельность с мелкого хулиганства, а теперь за самыми удачливыми из них охотятся ведущие спецслужбы мира.

Ну и, наконец, интернет-активность ребенка, перешедшего на онлайн-обучение труднее контролировать. Ему не скажешь — «выключи компьютер, иди делай уроки», поскольку он, возможно, как раз их и делает. Или нет.

А для того, чтобы использовать какие-либо средства «родительского контроля», нужно иметь представление об информационных технологиях. С которыми в более бедных и менее образованных слоях населения, тоже, в среднем, хуже.

3. Общая неготовность

Онлайн-образование, не говоря уже об учебном процессе с использованием новомодных AR/VR, до пандемии было, по большому счету, нишевой сферой деятельности. На EdTech приходилось несколько процентов от трат на образование даже в самых подвинутых странах мира. Пандемия изменила ситуацию, сделав онлайн-образование повсеместным. Многие ИТ-решения и образовательные программы оказались не готовы к такому росту популярности.

Что еще хуже — не готовы к онлайн-преподаванию большинство учителей. Об этом почему-то мало говорится, но онлайн-обучение требует от учителей новых навыков, причем не только технических (хотя разбираться в возможностях и ограничениях платформ им тоже необходимо). Проблема неэффективности переноса офлайновых методик в онлайн по принципу «все как при бабушке, только по зуму», достаточно серьезна. Нужны средства обучения самих учителей, новые методы стимулирования интереса учащихся и контроля за ними в процессе работы. Нехватка по-настоящему подготовленных учителей станет большой проблемой EdTech в ближайшие годы.

#
#

Академия АйТи


a Softline Company

Ведущий консалтинговый центр получения дополнительного профессионального образования

Войдите в систему, чтобы получить все возможности платформы и доступ к образовательным курсам
Не запоминать
Забыли пароль?

Забыли пароль?

Введите e-mail, указанный при регистрации, пришлем вам инструкцию по восстановлению пароля.
CAPTCHA

Нажимая «Зарегистрироваться» вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
CAPTCHA

Нажимая «Зарегистрироваться» вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
15%
Шаг 1 из 2 Заполните данные
Далее Назад Зарегистрироваться

Корзина

Курс добавлен в корзину, теперь нужно